Возможные ошибки при дрессировке и тренировке собак.

При кажущемся разнообразии подходов к дрессировке, ошибки, допускаемые дрессировщиками, почти всегда одни и те же. Эти ошибки можно условно объединить в несколько групп. Сегодня мы рассмотрим все эти группы на примере коротких примеров, иллюстрирующих типичные ошибки.

СУБЪЕКТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ СОБАКИ

Представим себе ситуацию: после двух-трех часового отсутствия вы возвращаетесь в свою квартиру и видите ее "разгромленной". Понимая поведение собаки субъективно, многие считают, что животное прекрасно представляет себе, за что его наказывают. В качестве доказательства "понимания" принимается обычно "виноватый" вид собаки. Для человека, думающего "по-человечьи", все ясно: собака сделала что-то нехорошее, и теперь, осознавая это, покорно ждет наказания.

На самом деле все не так. "Разгромила" квартиру собака давно, и успела вдоволь насладиться этим процессом. А "виноватый" вид к вашему приходу - просто поза подчинения и покорности перед вожаком, которую животное принимает. Ведь вы часто наказываете собаку после прихода домой, а уловить ваше настроение она может буквально в доли секунды. Связи между наказанием и нежелательными действиями собаки при этом не возникает.

Другой пример. Собака долго не подходит к вам на улице, невзирая на команды, а иногда и просто отчаянные крики. Подойдя, в конце концов, к вам, животное получает не очень приятные раздражители. С "человеческой" точки зрения все просто: провинился - получи. Но с "собачьей" ситуация выглядит по-другому: собака подошла, и после этого получила. В следующий раз подходить собака будет еще позже.

Управляя собакой, старайтесь думать по-собачьи. Ваш питомец, конечно, достаточно сообразителен, но учитывайте, что животное живет настоящим, и, скажем так, практически не думает ни о будущем, ни о прошлом.

ДРЕССИРОВКА БЕЗ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОБАКИ

Предыдущий выпуск рассылки был посвящен теме дрессировки с учетом индивидуальных особенностей. Часто причиной низкого результата после прохождения курса дрессировки является не несовершенство методики, а несоответствие этой методики индивидуальным особенностям животного.

Животное с малоподвижной нервной системой гораздо дольше осваивает первоначальную выработку навыков, чем более подвижные собаки. Это не значит, что такая собака хуже, или "тупее", просто для ее дрессировки необходимо скорректировать стандартную программу дрессировки.

Отрабатывая навыки защиты, фигурант может иногда работать одинаково на всех собак. Это является грубой ошибкой, так как в группе могут быть и молодые животные, и собаки с недостаточно развитой активно-оборонительной реакцией поведения.

ОТСУТСТВИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ В ОТРАБОТКЕ ПРИЕМОВ ДРЕССИРОВКИ

Что это значит рассмотрим на примере курса защиты. Приступая к отработке навыков защиты до того, как достигнута достаточная управляемость, вы совершаете грубую ошибку. Ваш питомец может стать просто социально опасным.

Переходя к отработке навыков борьбы с помощником на большом удалении от вас, не отработав хватку, вы рискуете получить собаку, полностью неспособной вас защитить.

Не торопитесь, тщательно отрабатывайте каждую ступень в курсе дрессировки. Иначе в лучшем случае придется начинать сначала.

ПЕРЕДРЕССИРОВКА

Если постоянно увеличивать тренировочные нагрузки, не обращая внимания на реакцию на них животного, можно довести его до нервного срыва. Могут появиться обширные сухие экземы, собака перестанет работать полностью. На восстановление в случае срыва может понадобиться месяц и больше.

НЕДООЦЕНКА СИЛЫ ОБСТАНОВОЧНЫХ И ОТВЛЕКАЮЩИХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ

При выработке навыков послушания и защиты необходимо постоянно учитывать действие отвлекающих раздражителей. Особенно если у вас легковозбудимая и подвижная собака. Бывает, что причина неуправляемости животного именно в том, что рядом с площадкой бегает собака, кошка, или кто-нибудь играет в футбол. К действию таких раздражителей собаку необходимо приучать, но делать это нужно постепенно.

С приобретением опыта вы сможете избежать большинства ошибок. Старайтесь использовать не только свой опыт, но и чужой. Наблюдайте за действиями ваших товарищей на площадке, отмечая допускаемые ими ошибки, а также по возможности изучайте технику проведения занятий опытными инструкторами.