Как найти "общий язык" с собакой

Прежде, чем начать обучать собаку выполнять команды, очень полезно сначала изучить основные черты ее характера. Это важно, потому что при обучении командам почти всегда приходится отклоняться от обычной процедуры, чтобы понять реакцию собаки на команду.
Высшая нервная деятельность собаки — это то, что у человека называется «разум». Это определение весьма приблизительное, но дает представление, о чем пойдет речь. У собаки, несомненно, есть свой собственный разум.
Все многообразие человеческих характеров разделяют на четыре типа. Каждому типу свойственен некоторый «стереотип» поведения. Эти четыре типа называют типами высшей нервной деятельности. Те же самые типы высшей нервной деятельности наблюдают и у собак: холерик (сильный, возбудимый, неуравновешенный), сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, инертный, уравновешенный) и меланхолик (слабый, неустойчивый, неуравновешенный). В разделе, посвященном обучению собак, мы рассмотрим, какие типы подходят и не подходят для дрессировки. А здесь мы постараемся выяснить, как определить тип своей собаки.
Основные свойства высшей нервной деятельности формируются у собак в период от 6 до 11 месяцев, то есть ко времени полового созревания. В возрасте одного года о собаке уже можно сказать, что она — флегматик или холерик. Конечно, в различные периоды жизни (например, в период «собачьих свадеб») поведение собаки может резко изменяться. Тем не менее, характер собаки сильно не меняется.
При выборе щенка можно провести ряд тестов (о некоторых уже упоминалось в разделе «Выбор щенка»). Эти тесты позволят выяснить основные направления развития характера. Конечно, неправильное воспитание или условия содержания могут сломать психику собаки и из сильной, уравновешенной она может превратиться в неуравновешенную. Однако для того, чтобы это произошло, надо приложить особые усилия.
На Западе для определения характерологических особенностей щенков (в возрасте 2—3 месяцев) применяют тесты Кэмпбелла. Проверку необходимо проводить незнакомому человеку в неизвестном щенку месте.
Тест 1. Привлечение внимания.
Осторожно поставьте щенка на землю, отойдите от него на несколько метров, наклонитесь и слегка хлопнете в ладоши. Посмотрите, как щенок поведет себя:
А. Немедленно подбежит с высоко поднятым хвостиком, начнет прыгать и покусывать вам руки.
Б. Немедленно подбежит с высоко поднятым хвостиком и начнет царапать вам руки лапами.
В. Он немедленно подбежит, помахивая хвостиком.
Г. Он неохотно подойдет, опустив хвост
Д. Щенок вообще не подойдет.
Тест 2. Способность следовать за человеком. (Этот тест проводится один на один со щенком, человек не провоцирует щенка голосом или жестом.)
Поставьте щенка и медленно отойдите от него на такое расстояние, чтобы он оставался в поле зрения.
А. Щенок немедленно побежит за вами, подняв хвостик и покусывая за ноги.
Б. Он побежит, но кусать за ноги не будет.
В. Он сразу же последует за вами, но хвост будет опущен.
Г. Он неохотно пойдет, поджав хвост.
Д. Щенок не пойдет за вами, а направится в другую сторону.
Тест 3. Проверка на стремление сопротивляться.
Положите щенка на спину и в течение 30 с не давайте ему перевернуться, удерживая рукой за грудь.
A. Он начнет отчаянно сопротивляться и кусаться. Б. Он сделает попытку освободиться.
B. Он сделает попытку освободиться но, увидев, что это бесполезно, успокоится.
Г. Щенок не станет сопротивляться, а будет лизать вам руки.
Тест 4. Проверка на готовность к подчинению.
Успокойте щенка и уложите его в «позе сфинкса» (щенок лежит, голова поднята, спину и голову придерживают руками).
A. Щенок царапается, пытаясь повернуться, рычит и кусается.
Б. Он борется и поворачивается, чтобы поцарапать или укусить вас.
B. Он пытается сопротивляться, но успокаивается и лижет руки.
Г. Он переворачивается на спину и лижет руки. Д. Уходит.
Тест 5. Проверка в поднятом положении.
Возьмите щенка двумя руками под грудь и поднимите его на 30 с.
A. Щенок отчаянно сопротивляется, рычит и кусается.
Б. Упорно сопротивляется.
B. Сопротивляется, затем успокаивается и лижет руки
Г. Совсем не сопротивляется и лижет руки.
Д. Испуганно скулит и пытается вырваться.
Результаты.
Большинство ответов А означает доминирующее агрессивное поведение. Такого щенка нельзя рекомендовать в качестве собаки-компаньона. В будущем, при условии правильной дрессировки, собака может стать хорошим охранником или выполнять другую службу. Темперамент такой собаки можно условно назвать холерическим.
Большинство ответов Б — это собака с сильным, уравновешенным характером (сангвиник). Из такого щенка вырастет хороший служебный пес, но щенок требует очень серьезной дрессировки.
Большинство ответов В — собака с хорошими способностями к обучению и уравновешенным темпераментом (флегматик). Однако дрессировка потребует от хозяина большого терпения.
Большинство ответов Г— подчиненное поведение. Собака такого типа (заторможенный флегматик или меланхолик) мало пригодна для служебной дрессировки, но может быть неплохим компаньоном, при условии правильного воспитания.
Большинство ответов Д— собака с подавленной психикой, малообщительная, непредсказуемая (меланхолик, оборонительный инстинкт выражен в пассивной форме).
Результаты тестов нельзя считать окончательными, ведь при проверке щенок может быть голоден, испуган, плохо себя чувствовать или у него просто может быть плохое настроение. Поэтому для того, чтобы результаты были достоверными, тесты повторяют два-три раза в течение нескольких дней.
В служебном собаководстве используют специальные методики, по которым определяется тип высшей нервной деятельности собаки (В. А. Кожевников, 1991). Для того, чтобы определить, к какому типу относится собака, также проводят ряд тестов. Оценивают силу и гибкость процессов возбуждения и торможения и уравновешенность.
Например, для определения выносливости собаки по процессу возбуждения, то есть способности выдерживать многократные повторения сильных раздражителей, предлагают такой тест. Собаке, через час после кормления, дают мелкие кусочки хлеба через решетку вольера. Затем предлагается кусок мяса (очень сильный раздражитель), но за решеткой, так, чтобы собака не могла его достать. Одновременно, чуть со стороны, без помех подносится кусочек хлеба. Если собака, не обращая внимания на кусок хлеба, пытается достать мясо — значит, процесс возбуждения сильный.
Для того, чтобы определить уравновешенность, за собакой наблюдают, когда дрессировщик входит в вольер после длительного (6 часов) отсутствия. Если собака излишне не беспокоится (просто радуется и виляет хвостом), не бегает по вольеру, не давая пристегнуть поводок, можно отметить наличие уравновешенности.
Скорость образования условных рефлексов также зависит от типа высшей нервной деятельности собаки. У сильных типов рефлексы устанавливаются быстро, у слабых — медленно. Для проверки собак обучали останавливаться в определенных местах маршрута
(перед небольшими препятствиями, лежащими поперек). Наиболее способные собаки к концу первого маршрута выполняли упражнение. Если к концу второго выхода на маршрут собака не пыталась самостоятельно остановиться перед препятствием, это свидетельствовало о слабости процессов высшей нервной деятельности.
Итак, в начале обучения перед вами стоят две задачи: во-первых, определить должным образом и честно, к какой основной категории поведения относится ваша собака, и, во-вторых, определить степень послушания с тем, чтобы поставить перед собой и собакой реальную цель дрессировки. Собак, которых невозможно обучить, на самом деле очень мало. Но у каждой собаки есть определенный предел обучения. Не требуйте от собаки большего, и вы добьетесь от нее хорошего послушания.